Статья № 20. Безопасность превыше всего? Или нет...?В статье «Музыка и кофе» мы писали об одной из причин, по которым мы не приемлем в своей работе для детей плоских электронных аранжировок. Совсем просто эту причину можно сформулировать как дело вкуса, то есть такие аранжировки не нравятся .Есть и более веская причина, а именно отсутствие уверенности в безопасности такого звучания для организма ребенка.Звук - физическое явление, и он непосредственно влияет на всё живое.Проводилось много экспериментов со звуками настоящих инструментов на предмет влияния этих звуков на организм человека. Неизменными лидерами в "целительном" эффекте оказывались виолончель, кларнет, рояль, скрипка, арфа, флейта и другие привычные инструменты симфонического оркестра. Также по многочисленным отзывам можно сделать вывод, что тембр виолончели является одним из самых приятных человеческому уху. И, конечно, хорошо поставленный, здоровый голос.Что касается композиторов-классиков, то также проведена масса исследований о влиянии их музыки. С результатами этих исследований можно ознакомиться - значительная их часть есть в свободном доступе.Поэтому, имея понимание, что определенные тембры инструментов и техники композиции совершенно точно безопасны для ребенка, а также способствуют его интеллектуальному, эмоциональному и даже физическому развитию, мы можем, не опасаясь негативных последствий, использовать эти инструменты и техники композиции в своих авторских сочинениях или при выборе материала для концертов.Электронная музыка - явление довольно молодое, и её влияние на человеческий, а тем более детский организм пока ещё изучено мало. Что касается электронной музыки, которая создаётся для взрослых, то большая её часть потребляется (именно потребляется!) в виде фона - в магазине, в автомобиле.В статье «Музыкальный дизайн» есть описание того, как такую музыку используют владельцы магазинов, с целью притупить критическое мышление покупателя. А ещё чаще такую музыку потребляют в ночных клубах, где в сочетании с алкоголем она позволяет посетителям максимально отключить мозг и приблизиться к животному состоянию. Поскольку такие заведения посещают взрослые дееспособные люди, которые сами вправе решать как им провести свой досуг, то мы не будем размышлять на тему целесообразности такого времяпрепровождения.Возникает закономерный вопрос: если звуковой контент такого плана воздействует на взрослого человека определенным образом, а именно притупляет мыслительные процессы, то не следует ли из этого, что на ребенка он будет воздействовать ровно так же, только сильнее? Ответ на этот вопрос найти не удалось - или плохо искали, или просто не проводилось каких-то внятных репрезентативных исследований.Как известно, к любому продукту для детей всегда предъявляются более высокие требования, чем к продукту для взрослых, будь то еда, одежда, предметы быта, лекарства. В первую очередь эти требования касаются безопасности. Мы полагаем, что к музыке, как к средству, физически влияющему на человека, эти требования также должны предъявляться. И пока нет стопроцентных доказательств безопасности - следует воздержаться от применения сомнительного продукта или контента.Академическая музыка, её средства художественной выразительности и инструментальный состав выдержали испытания и временем, и дотошными учеными. Электронная музыка... По поводу времени будет ясно значительно позже, а что касается исследований, то их пока слишком мало.В отсутствии такой уверенности мы сознательно приняли решение создавать свою музыку для детей исключительно в стилистике classical crossover, который сочетает средства художественной выразительности как академической музыки, так и современных направлений. Обязательным условием мы считаем именно участие музыкантов-инструменталистов и певцов, и полное исключение механического компьютерного звучания.Изменим ли мы своё отношение к электронной музыке, если господа учёные предоставят неопровержимые доказательства её безопасности для детей? Да, безусловно. Мы станем относиться к ней лояльно. Но продолжим работать в той стилистике, которую выбрали по очень веской причине - она нам нравится!