Статья № 21.  Музыкальный дизайн.

В статье «Музыка для детей» говорится о том, по каким критериям нужно выбирать музыку для детей, если мы хотим найти материал, восприятие которого не только принесет ребёнку радость и хорошее настроение, но и будет способствовать его интеллектуальному и эмоциональном росту.

Мы выделили три основных критерия качества: яркий и понятный образ, осмысление образа в виде аранжировки и мастерство исполнителей. При этом самым важным компонентом является образ - если его нет, то осмыслять уже нечего, и музыканты могут блестяще исполнять пустую музыку.

Но всегда ли нужна музыка яркая, образная, которая несет сильную эмоциональную и интеллектуальную нагрузку? Вероятно, нет. Особенно, если Вы владелец торговой точки или не самого изысканного общепита.

Ненадолго отвлечемся от музыки для детей и обратимся к теме музыки для торговых точек. Для такого бизнеса яркая музыка не просто не полезна - она вредна. Когда покупатель приходит в магазин с целью купить, например, носки или макароны - его внимание должно быть поглощено полками с товаром, а не музыкой, которая отвлекает его от этих самых полок.
Музыка в таких заведениях в первую очередь должна выполнять функцию создания приятной атмосферы, которая будет воздействовать на посетителя так, как это нужно владельцу торговой точки. Она должна притуплять критическое мышление и настраивать посетителей на покупки. По этой причине большинство магазинов не используют в музыкальном оформлении мировые хиты.

Что такое мировой хит? Это композиция, созданная талантливыми и профессиональными людьми, которая захватывает внимание, вызывает сильные эмоции. Порой эти эмоции - негативные. И покупатель, зашедший в магазин за носками или макаронами, и услышавший ненавистную ему композицию, в этот магазин может больше никогда не вернуться. Яркая музыка отнимает у такого заведения его индивидуальность. Поэтому для звукового оформления торговых точек часто нанимают специалистов по проектированию звуковой системы и составлению правильно подобранных плейлистов, в которых все композиции логически, стилистически и тонально сочетаются между собой. Если это не так - посетитель будет отвлекаться.

При отсутствии образа все же желательно, чтобы такая музыка была сделана на хорошем техническом уровне - отвратительное звучание может отвлекать покупателей от полок с носками и макаронами не хуже Сэма Смита, Элтона Джона, Леди Гаги и других супер-звёзд.
Многие специалисты сходятся во мнении, что если музыка подобрана правильно - Вы не вспомните под какую именно мелодию Вы совершали покупки. Этого не добиться, если в музыкальном оформлении будут использоваться композиции, которые невозможно не узнать.
По этим же причинам классическая музыка также чаще всего не подходит для такого рода заведений. В большинстве своём все популярные классические композиции, которые известны широкому слушателю - это хиты того времени, когда они создавались. Они также "тянут одеяло на себя" и отвлекают от главного – от носков!

Иногда, правда, использование хитов и яркой или изысканной музыки бывает уместно - если в концепции заведения важен акцент на музыке. Например, это могут быть праздничные события в ресторане. В этом случае любимые композиции наоборот объединяют, дарят яркие эмоции и создают нужную атмосферу.

Поэтому музыкальный материал, который является не "основным блюдом", а, скорее, соусом к нему, более уместно будет называть не "музыкой" в полном смысле этого слова, а "звуковым дизайном".

Вернемся к детям. Нужен ли такой "звуковой дизайн" для работы с ними? Все зависит от ситуации и целей. Иногда такой "дизайн" вполне допустим.
По аналогии с музыкальным контентом для взрослых, "звуковой дизайн" для детей нужен в тех случаях, когда музыка, яркий образ и его восприятие не являются предметом основного интереса. Когда музыка является только фантиком, а конфетка – что-то другое.

Например, взрослый занят с ребенком упражнением для развития мелкой моторики рук. Упражняются с листком бумаги, щупают его, мнут, катают шарик, рвут на кусочки, дуют, выполняют различные манипуляции. Все это безусловно полезное действо может сопровождаться приятной фоновой музыкой, и от того становиться ещё полезнее.
Некоторые педагоги идут ещё дальше - они сочиняют или используют различные функциональные песенки, лишенные яркой образной и эмоциональной составляющей, но при этом отлично иллюстрирующие основное действие. В нашем примере это упражнение с листком бумаги.

Такой звуковой дизайн сейчас очень широко распространен и сочиняется в больших количествах. В нём бывает много хорошего, но он не представляет собой какой-то художественной ценности и не требует наличия творческих способностей и яркого музыкального таланта и мастерства от своих создателей.

Такой "звуковой дизайн" сам по себе не имеет смысла, и останется незамеченным в отрыве от того действия, для оформления которого создан. Но такой "дизайн" непременно должен быть выполнен на хорошем техническом уровне, как с точки зрения структуры, так и в плане качества звука. Плохое звучание такой «развивающей» песенки может калечить слуховое восприятие и музыкальный вкус ребенка. Поэтому высочайшее качество звука является крайне важной составляющей как в полноценной, самодостаточной музыке, так и в звуковом дизайне для упражнений.

Из этого можно сделать вывод, что музыке, лишенной яркой индивидуальности и образа есть место в звуковой среде, окружающей ребенка, но лишь в качестве звукового дизайна различной деятельности, и непременно при условии высочайшего качества звука.

Если же основной целью является воспитание навыков восприятия образа и развитие чувственной сферы и эмоционального интеллекта, пополнение сокровищницы впечатлений, то звуковой дизайн не способен помочь в решении этой задачи, и нам потребуется обратиться к тем образцам музыкального искусства, которые обладают всеми качествами хорошей музыки.

Собственно этим и отличаются именно музыкальные занятия с детьми от всех остальных. На развивающих занятиях может с успехом применяться как музыка, так и звуковой дизайн; на музыкальных же занятиях использование дизайна сведено к минимуму.

Что интересно: иногда в качестве "дизайна" могут выступать полноценные в художественном смысле музыкальные произведения. Это касается и некоторых видов бизнеса, и занятий с детьми. Музыка может как бы перемешиваться с тем, что воспринимается как "основное блюдо".

В танце, многих играх с успехом можно использовать яркую образную музыку. Мы в наших живых концертах и интерактивных музыкальных сказках порой применяем различные манипуляции с предметами или видео для облегчения процесса восприятия музыки маленькими детьми.

А кто-то, напротив, может включать в записи ту же самую музыку, но для усиления полезных эффектов от манипуляций с предметами. В качестве примера - пускание мыльных пузырей под классическую музыку созерцательного характера: "Аквариум" и "Лебедь" К.Сен-Санса, "Воздух" И.С.Баха и другие композиции. Если Вы ещё не пробовали так делать - непременно попробуйте! И Вам, и ребенку это принесет массу приятных впечатлений.
Made on
Tilda