Статья № 8. А детям нравится! Или что такое – музыкальный вкус.

В этой статье мы хотим затронуть тему, которая важна для любого ответственного родителя и, тем более, педагога. Эта тема - музыкальный вкус, а также то, как на его формирование влияет та музыкальная среда, которая возникает вокруг человека, особенно в раннем детстве.

Очень часто можно встретить такую ситуацию, когда главным критерием оценки качества музыки, музыкальных игр, занятий, и вообще любого звучащего контента для детей является то обстоятельство, что детям всё нравится, они довольны, радостно реагируют на происходящее и требуют продолжения. Но зачастую такой отклик детей возникает не на саму музыку, а на игровой процесс, красивый реквизит или просто обаяние взрослого. При этом из обсуждения полностью убирается музыкальный аспект, то есть качество самой музыки, и вводится аспект музыкального вкуса. Следовательно, если детям, или вообще кому-то музыка нравится – значит, она автоматически хороша, вполне имеет право на существование, и её можно и нужно использовать в целях музыкального развития детей, так как она непременно принесёт пользу.

Есть ли в этом логика? И как возникает у человека музыкальный вкус? И есть ли он вообще у ребёнка дошкольного возраста?

Давайте попробуем разобраться.
Принято считать, что музыкальный вкус – это нечто, что возникает само по себе, не зависимо от человека, обстоятельств и конкретных действий. То есть музыкальный вкус – это то, на что нельзя повлиять. Это верно лишь отчасти.

Проводились исследования, по результатам которых выяснили, что есть определённые музыкальные предпочтения, связанные с уникальным строением мозга каждого отдельно взятого человека, с частотой и амплитудой протекания в нём сложных электрических процессов, ритмом работы мозга и, соответственно, с типом нервной системы.

Холерики и сангвиники – как правило, предпочитают быструю, энергичную музыку - рок, попсу, где не нужно вникать в детали и можно сходу получать удовольствие. Флегматики и меланхолики – напротив, чаще любят более сложные, глубокие направления, такие как джаз или классика.

Но иногда случается так, что человек отходит от привычного направления и слушает музыку, для него не характерную. Дело в том, что музыка способна разгонять и тормозить процессы работы мозга. И тогда предпочтение отдаётся той музыке, которая больше созвучна сиюминутному настроению, состоянию или потребностям человека. К тому же с течением времени ритм работы мозга может меняться, а в соответствии с этим будет меняться и характер предпочитаемой музыки.

Но помимо физиологических причин есть и те, которые полностью зависят от музыкального опыта человека, от того, какая звуковая «библиотека» у него возникает и закрепляется под влиянием той музыкальной среды, в которой он формируется. То есть буквально музыкальный вкус человека формирует та музыка, которую человек слушает.

Как это работает?

Обратимся к исследованиям.
Учёный-невролог Роберт Заторе с коллегами в университете McGill (Монреаль) много времени посвятил изучению воздействия музыки на мозг человека. Благодаря этим исследованиям стало известно, что во время прослушивания любимой композиции, в мозге человека обладает повышенной активностью область под названием «nucleus accumbens» - прилежащее ядро. Это группа нейронов в вентральной части полосатого тела, которая является важной частью мезолимбического пути, участвующего в системе вознаграждений, формировании удовольствия, смеха, зависимости, агрессии, страха и эффекта плацебо. И оказалось, что мы получаем от прослушивания любимой музыки такое же удовольствие, как от употребления вкусной еды или занятий сексом. Кроме того, та же активность наблюдается во время ожидания – предвкушения от любимого момента в композиции.

Но учёным было интересно выяснить, нравится ли людям музыка сама по себе, как уникальное сочетание звуков, или это реакция на музыку как на сопровождение пережитых событий. Для этого собрали группу мужчин и женщин в возрасте от 18 до 37 лет, выяснили их музыкальные предпочтения, подключили к аппарату МРТ и предложили прослушать фрагменты 60 ранее не знакомых композиций, чтобы исключить ассоциативную привязанность к событиям. При этом учитывали их оценки и желание приобрести понравившиеся треки. Всё это сравнивалось с результатами, отображаемыми оборудованием – какие зоны мозга были активны во время прослушивания и процесса оценки композиций. Как оказалось, оценки людей почти не отличались от результатов, зафиксированных оборудованием, то есть испытуемые не лгали учёным.

Результатом исследования стал факт, что людям может нравиться музыка, не знакомая ранее, и для этого достаточно 30-40 секунд прослушивания.
Учёные пришли к выводу, что людям нравится музыка на основе их прежнего музыкального опыта, накопленных знаний и ассоциаций в верхней височной извилине. То есть, людям, которые слушают преимущественно русский шансон, будут нравиться композиции именно в таком направлении и похожие, и не понравится рок, джаз или классика.
Коллега Заторе доктор Велори Сэлимпур отметила:

«Результаты исследований помогают нам лучше понять, почему разным людям нравится разная музыка. Слуховая кора каждого человека уникальна, поскольку формировалась под воздействием всех звуков, слышанных нами в течение жизни. И ассоциации с каждым звуком тоже уникальны».

Таким образом, чем выше качество музыки, которая окружает человека в повседневной жизни, а особенно в раннем детстве, тем более утончённым, богатым и разнообразным будет его музыкальный вкус.

Как же определять качество музыки?

Качественной с точки зрения композиции можно назвать, пожалуй, ту музыку, в которой ярко воплощён художественный образ и которая содержит большое количество так называемых «музыкальных матриц».
Нет, не тех, о которых говорил шарлатан Гаряев)))

Ещё в 20м веке в английском музыкознании появилось такое понятие как «музыкальная матрица». Именно такое название использовал музыковед Питер ван дер Мерве в своей работе «Происхождение популярного стиля: предшественники популярной музыки двадцатого века».
Знаменитый музыковед и музыкальный критик Эрнест Ньюмен в работе «Эссе из мира музыки» использует другую формулировку: «музыкальные формулы протоплазматических клеток». Ньюмен показывает на примере Бетховена, что у многих классических композиторов через всё их творчество проходит ограниченное количество мелодических и гармонических ячеек, которые постоянно обрабатываются и повторяются. Таким образом, используя по-разному один и тот же материал, композиторы занимаются буквально самоповторением.

Исследователи музыки устной традиции (народная, рок, поп и тд) заметили, что фолк музыка, несмотря на то, что она претерпевает огромное количество варьирований разными исполнителями на протяжении веков, и при этом не имеет нотной записи, тем не менее сохраняет свой облик – то есть мелодия песни, спустя века, звучит в отдалённых друг до друга регионах очень похоже, то есть вероятно близко к тому, как она звучала 500-800 лет назад.
Это позволяет предположить, что существуют определённые интонационные ячейки, которые позволяют мелодии, как сформулированной музыкальной мысли, несмотря на многочисленные варьирования, звучать практически неизменно.

«Музыкальные матрицы» или «клетки» (по Ньюмену) – это стабильные элементы в музыке, которые являются как основой для варьирования, так и основой для образования новых композиций. Это такие неизменяемые элементы в вариационной форме, которые используются композитором для бесконечного развития одного и того же музыкального материала.

Следовательно, чем большее количество музыкальных матриц человек способен узнавать и расшифровывать, тем более разнообразную музыку он может слушать и понимать, и тем богаче и лучше его музыкальный вкус. По аналогии с иностранным языком – чем лучше человек знает язык, тем плодотворнее он сможет на нём общаться, а также наслаждаться литературными шедеврами в оригинале. А восприятие музыки – это не что иное, как общение слушателя с музыкантами.

Сейчас многие исследователи склоняются к выводу, что мозг воспринимает музыку как ещё один иностранный язык. Если это действительно так, то качество музыки, которая человека окружает в детстве, напрямую влияет на то, сможет ли он воспринимать что-то сложнее блатной песни, или до оперы и симфонии без настойчивой посторонней помощи он не поднимется никогда.

Если рассматривать музыкальный вкус через призму способности узнавать большое количество музыкальных матриц, то можно сделать вывод, что у детей раннего возраста он практически отсутствует, так как количество этих матриц чрезвычайно мало. Следовательно, ребёнок может оценивать музыку только в соответствии со своими физиологическими особенностями.

Поэтому, выбирая музыку, которая предлагается ребёнку для слушания и игр, в обязательном порядке нужно оценивать сам музыкальный материал с точки зрения того, какие музыкальные матрицы он содержит, достаточно ли богат музыкальный язык произведения, талантливо ли оно исполнено, ярко ли воплощён в музыке художественный образ.

Исходя из всего вышесказанного, не следует ли, что все игровые методы, которые вызывают у ребёнка позитивный отклик, формируют его восприятие той музыки, которая звучит во время игрового процесса? И если эта музыка по сути своей примитивна, не закрепляется ли у человека позитивный отклик именно на такой музыкальный материал? Не блокируется ли таким образом его музыкальное развитие и мышление на раннем этапе? Не дают ли такие упражнения для «музыкального развития» обратный эффект?

Сейчас выпускается огромное количество детской музыки, в основном игровых песен , по стилистике напоминающей блатную песню 90х годов прошлого века, с однотипными мелодиями, топорными синтезаторными аранжировками, плоским безжизненным звучанием и очень грамотно проработанным игровым элементом. И вообще, в этом музыкальном направлении наблюдается общий тренд на предельную примитивизацию , по сравнению с тем же СССР, где для работы над детской музыкой привлекались профессионалы самого высокого уровня, а значительная часть песен записывалась под оркестр или инструментальный ансамбль.

При этом педагогическая наука, напротив, предлагает всё новые и новые креативные идеи, которые находят отклик у детей и их родителей. В сочетании с примитивной музыкой эти передовые педагогические техники очень эффективно могут сформировать у человека плохой музыкальный вкус – то есть неспособность воспринимать музыку, насыщенную большим количеством музыкальных матриц, так как через процесс игры и получаемое через неё удовольствие от весьма примитивной музыки, идёт закрепление именно такого «музыкального вкуса» на уровне условного рефлекса.

Как понять, какой должна быть музыка для ребёнка? И подходит ли для детей какой-то трек, под который очень удобно играть и веселиться?

Музыка для детей может быть любой – разных стилей и направлений, импровизационная и композиционная, инструментальная и вокальная, классическая и популярная, простая и сложная, энергичная и умиротворяющая. Но она должна быть настоящей, полноценной с точки зрения композиции и исполнения. И ни в коем случае она не может быть примитивной.
Музыкальный вкус человека – это важная составляющая его культуры. Общаясь с детьми, любой вменяемый человек, даже тот, который в повседневной жизни использует нецензурную лексику в качестве основы, старается говорить на более литературном языке и избегать сомнительных выражений. С музыкальным языком всё точно так же. Музыка для детей по качеству должна быть такой же, как для взрослых, только, по выражению К. Станиславского «лучше, тоньше, культурнее и совершеннее».

Давайте будем предельно ответственно относиться ко всему, что делается для детской аудитории, в том числе к музыке, которая так сильно влияет на нас даже как физическое явление. Это обязанность любого взрослого человека.

О том, как выбирать музыку для работы с детьми раннего возраста читайте в статье.

Made on
Tilda