Статья 13. Музыка для детей. Критерии выбора.

Очень часто у родителей возникает вопрос: «А как понять, что конкретное музыкальное произведение подходит для того, чтобы предложить его для слушания моему ребёнку? Не окажется ли эта музыка ему бесполезна, или даже вредна? Каковы критерии действительно хорошей музыки для детей?»
И этот вопрос вполне разумен и легитимен.

Любая музыка – это информация. Она необходима для развития маленького человека. Её можно сравнить с пищей, но только пищей для ума. И критерии выбора точно такие же:
- безопасность и соответствие возрастным особенностям
- высочайшее качество
- соответствие вкусовым предпочтениям
- вариативность использования

Безопасность.
Что касается безопасности, то на эту тему есть отдельная статья. Отдельно хочется отметить, что есть замечательная музыка, совершенная во всех отношениях, но, тем не менее, для детей раннего возраста не подходящая. Известный музыкант и искусствовед Михаил Казиник советует, например, избегать музыки композиторов-романтиков, которая отличается чрезмерной эмоциональностью, чересчур обострёнными, чувствами взрослых мужчин, которые для маленьких детей могут быть слишком тягостны. Также с осторожностью нужно относиться к академической музыке 20го века – она часто отражает всю жестокость этого времени.

Качество. Хорошая и плохая музыка.
Как же отличить хорошую музыку от плохой, если в Консерватории Вы не учились? На самом деле довольно легко. У музыки есть совершенно конкретные критерии качества.
В первую очередь музыка, как и звук - это информация, и у неё есть определенные свойства. Всякая музыка состоит из звуков разной высоты, продолжительности, окраски, громкости, структурных единиц. Звук - физическое явление, и он непосредственно влияет на объекты окружающей среды. В том числе и на человека. И все элементы, из которых состоит музыкальный материал, должны быть выполнены на высочайшем уровне и адаптированы для восприятия ребенком раннего возраста. Часто такая музыка специально создается для детей, хотя есть огромное количество композиций, которые создавались просто для широкого круга слушателей, но при этом замечательно подходят для детей.
На какие же элементы нужно обратить внимание?

ОБРАЗ. Основная мысль произведения, идея, выраженная в яркой, образной мелодии. Как правило, музыка для детей программная, то есть в ней воплощается конкретный образ, чувство, событие. В музыке для детей такой образ должен быть понятен ребенку, поэтому музыка с текстом обычно более комфортна для восприятия. Часто музыка для детей посвящена животным, птицам, родителям, цветам, насекомым и другим темам, близким и понятным ребенку. Мелодии для детей должны очень внятно и ярко воплощать образ. Без него музыка мертва и становится просто "звуковым дизайном".

Осмысление темы, идеи.
Идея, выраженная в образной мелодии, осмысливается автором в форме, гармонии и инструментовке. Это совершенно необходимо для полноты образа - структура произведения, его размер - который может быть от нескольких секунд до нескольких минут, или даже до часа, если речь идет о детской опере, например; разнообразие гармонии, тембров живых инструментов, взаимодействие этих инструментов. Аранжировки для детей непременно должны быть инструментальными полностью или хотя бы частично.
Вспомните столь любимые нами советские мультики и песни из них - они все написаны талантливейшими композиторами и исполнены под оркестр или инструментальный ансамбль, и большинство этих песен по-прежнему любимы и актуальны.

Мастерство исполнителей.
Неважно, идет ли речь о живом исполнении на концерте или занятии, или о записи - мастерство музыкантов должно быть на очень высоком уровне. Если это вокальное произведение и используется вокал взрослого человека, то это должен быть профессиональный певец или актер, имеющий большой опыт работы со взрослым репертуаром в своем жанре, обладающий богатым голосом, хорошей техникой и диапазоном.
Если мы говорим о записи, то желательно чтобы это была студийная запись, хотя бывают замечательные любительские записи.

Соответствие вкусовым предпочтениям.
В первую очередь речь, конечно, о физиологической предрасположенности к определённой музыке. Спокойная, созерцательная, или, напротив, энергичная музыка – выбор за каждым человеком индивидуальный.
В статье «А детям нравится!» очень подробно рассматривается тема музыкального вкуса, как с точки зрения физиологии, так и набора навыков, позволяющих расшифровывать и понимать структурные единицы музыки – музыкальные матрицы, так же, как мы расшифровываем и понимаем структурные единицы разговорной речи.

Вариативность использования музыкального материала.
Часто музыка – это не только материал для слушания. Опытные педагоги с одним и тем же музыкальным материалом умеют создавать самые разные активности, направленные на формирование разных навыков, а не только навыков восприятия звучащей информации, хоть он и является ключевым в любой музыкальной деятельности. Если музыка, соответствующая всем вышеперечисленным критериям такова, что подходит для создания разных игровых моделей и игровых последовательностей – то это огромный плюс.

Детям доступно много видов музыкальной деятельности - это и активное слушание, и пение, и музыкальные игры, движения под музыку и полноценные хореографические постановки, игра на музыкальных инструментах, восприятие музыки через аудиовизуальный контент. Для каждого из этих видов деятельности важны некоторые нюансы, например музыка для пения детьми должна соответствовать певческим возможностям ребенка. Но в целом вышеперечисленные качества должны быть присущи любой музыке для детей.

От того, какую музыку человек слышит в детстве, зависит то, какую он будет слушать во взрослом возрасте; будет ли для него музыка одним из источников радости, или же она будет просто фоном во время фитнеса или совершения покупок.
И конечно, музыка должна быть разнообразной - академической, народной, эстрадной, любых стилей и жанров. Главное, чтобы она была создана мастерами, была НАСТОЯЩЕЙ.
Будьте, пожалуйста, так же внимательны в выборе музыки, окружающей Вашего ребенка, как и в выборе для него продуктов питания. Не соглашайтесь на компромиссы, не допускайте, чтобы детям в уши попадал "звуковой фастфуд», избегайте пустых мелодий, синтетических безжизненных аранжировок и плохих исполнителей. Со всем этим ребенок все равно столкнется, так не лучше ли дать ему навык критического отношения к любой информации, в том числе выраженной в музыкальной форме?

Сейчас благодаря интернету можно найти очень много хорошей музыки для детей в свободном доступе. Если Вы опытный музыкант - то для Вас это не составит труда. Если же у Вас есть сомнения, но для Вас важно иметь возможность дать ребенку лучшее, то Вы можете воспользоваться нашим опытом. У нас Вы найдете много самой разной музыки для детей, упражнений с ней, игр, полезной информации, бесплатных конспектов и материалов для полноценных занятий, которые Вы можете проводить дома, даже не имея музыкального и педагогического образования.

Нашу музыку и игровые и обучающие песни в записи Вы можете слушать бесплатно из любого уголка мира на всех стриминговых сервисах.

А специально для родителей малышей мы выпустили небольшой сборник музыкальных песен-упражнений в живом инструментальном сопровождении, которые очень легко проводить прямо дома. По сути это полноценный музыкальный мини-курс. При этом его цена сопоставима со стоимостью одного занятия в хорошем детском клубе, а материал у Вас остаётся навсегда. Для того, чтобы узнать подробности переходите по ссылке.

Ну а если Вы проживаете в Москве и Московской области – то будем рады видеть Вас и Ваших детей у нас на концертах!

Made on
Tilda