Статья № 20. Безопасность превыше всего? Или нет...?

В статье «Музыка и кофе» мы писали об одной из причин, по которым мы не приемлем в своей работе для детей плоских электронных аранжировок. Совсем просто эту причину можно сформулировать как дело вкуса, то есть такие аранжировки не нравятся .
Есть и более веская причина, а именно отсутствие уверенности в безопасности такого звучания для организма ребенка.

Звук - физическое явление, и он непосредственно влияет на всё живое.
Проводилось много экспериментов со звуками настоящих инструментов на предмет влияния этих звуков на организм человека. Неизменными лидерами в "целительном" эффекте оказывались виолончель, кларнет, рояль, скрипка, арфа, флейта и другие привычные инструменты симфонического оркестра. Также по многочисленным отзывам можно сделать вывод, что тембр виолончели является одним из самых приятных человеческому уху. И, конечно, хорошо поставленный, здоровый голос.

Что касается композиторов-классиков, то также проведена масса исследований о влиянии их музыки. С результатами этих исследований можно ознакомиться - значительная их часть есть в свободном доступе.

Поэтому, имея понимание, что определенные тембры инструментов и техники композиции совершенно точно безопасны для ребенка, а также способствуют его интеллектуальному, эмоциональному и даже физическому развитию, мы можем, не опасаясь негативных последствий, использовать эти инструменты и техники композиции в своих авторских сочинениях или при выборе материала для концертов.

Электронная музыка - явление довольно молодое, и её влияние на человеческий, а тем более детский организм пока ещё изучено мало. Что касается электронной музыки, которая создаётся для взрослых, то большая её часть потребляется (именно потребляется!) в виде фона - в магазине, в автомобиле.

В статье «Музыкальный дизайн» есть описание того, как такую музыку используют владельцы магазинов, с целью притупить критическое мышление покупателя. А ещё чаще такую музыку потребляют в ночных клубах, где в сочетании с алкоголем она позволяет посетителям максимально отключить мозг и приблизиться к животному состоянию. Поскольку такие заведения посещают взрослые дееспособные люди, которые сами вправе решать как им провести свой досуг, то мы не будем размышлять на тему целесообразности такого времяпрепровождения.

Возникает закономерный вопрос: если звуковой контент такого плана воздействует на взрослого человека определенным образом, а именно притупляет мыслительные процессы, то не следует ли из этого, что на ребенка он будет воздействовать ровно так же, только сильнее? Ответ на этот вопрос найти не удалось - или плохо искали, или просто не проводилось каких-то внятных репрезентативных исследований.

Как известно, к любому продукту для детей всегда предъявляются более высокие требования, чем к продукту для взрослых, будь то еда, одежда, предметы быта, лекарства. В первую очередь эти требования касаются безопасности. Мы полагаем, что к музыке, как к средству, физически влияющему на человека, эти требования также должны предъявляться. И пока нет стопроцентных доказательств безопасности - следует воздержаться от применения сомнительного продукта или контента.

Академическая музыка, её средства художественной выразительности и инструментальный состав выдержали испытания и временем, и дотошными учеными. Электронная музыка... По поводу времени будет ясно значительно позже, а что касается исследований, то их пока слишком мало.

В отсутствии такой уверенности мы сознательно приняли решение создавать свою музыку для детей исключительно в стилистике classical crossover, который сочетает средства художественной выразительности как академической музыки, так и современных направлений. Обязательным условием мы считаем именно участие музыкантов-инструменталистов и певцов, и полное исключение механического компьютерного звучания.

Изменим ли мы своё отношение к электронной музыке, если господа учёные предоставят неопровержимые доказательства её безопасности для детей? Да, безусловно. Мы станем относиться к ней лояльно. Но продолжим работать в той стилистике, которую выбрали по очень веской причине - она нам нравится!
Made on
Tilda