Статья №4. Как слушать музыку с детьми раннего возраста. Методы и приёмы.

Слушание классической музыки является важной составляющей музыкального развития ребенка и формирования его музыкального вкуса .

И сразу хотелось бы сформулировать эту задачу несколько шире - слушание академической музыки и разных ее гибридов с поп-музыкой, джазом, народной музыкой и музыкой других стилей и направлений.

Что такое академическая музыка?

Википедия даёт следующее определение:
"Академи́ческая му́зыка (серьёзная музыка, светская профессиональная) — музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX вв. музыкальным жанрам и формам, мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу".

Классикой же, как правило, называют академическую музыку, которая выдержала испытание временем. В силу некоторых ее особенностей не всякий слушатель может сходу осилить такую задачу, как плодотворное, осмысленное слушание классических произведений, особенно продолжительных.

Для академической музыки характерен ряд проблем - её интенсивное развитие, длина, глубина образов и их проработки, своеобразная манера высказывания, которая многим людям сложна и непонятна. Справиться с такой задачей, как понимание такой музыки, может только опытный слушатель. Этот опыт не возникает сам по себе. Как же его приобрести?
  Здесь есть несколько вариантов, главный принцип которых, по меткому выражению Дины Константиновны Кирнарской : "Не оставлять музыку одну".

1. Соединение музыкального образа и визуального. Если совсем просто - клипы классической музыки. Что примечательно, этот метод одинаково хорош как для детей, так и для взрослых. Создано множество мультфильмов на основе классической музыки, в основном инструментальной, которые можно и нужно показывать детям.

2. Движение под музыку. Дети могут выполнять произвольные, или по показу взрослого, движения на тему, которая раскрывается в музыкальном произведении. Например, если музыка о подводном мире, то они могут показывать движение воды, водорослей, рыб, медуз...

3. Соединение художественного творчества и музыкального образа. Прослушав яркую, образную композицию ребенок может нарисовать или слепить тот образ, который он услышал в музыке. При этом мастерство исполнения рисунка не так важно - важны средства выразительности, которые ребенок захочет использовать для воплощения образа.

4. Соединение музыки и слова. Музыкальные фрагменты можно вплести в сказку или историю, где будет понятен образ. Можно придумать слова к уже существующей музыке или соединить музыку со стихотворением.

5. Соединение музыки и игры. С использованием классической музыки можно создать множество игровых моделей. Например, можно играть в мыльные пузыри под соответствующую музыку.

Но можно также решать эту задачу с помощью трансформации самого музыкального материала, а именно его скрещивания с другими, более доступными для восприятия музыкальными направлениями. В мире шоу-бизнеса это явление на данный момент носит название classical crossover.

В этой музыке обязательно присутствует какой-либо элемент (или несколько элементов) академической музыки – например, темы из классических "хитов", инструментальный состав, манера пения; и любые элементы музыки популярных жанров. Для вокальной музыки, где используется академический вокал, есть название - "поп-опера".

Музыкальное направление classical crossover сочетает в себе элементы высокого академического искусства, его средства художественной выразительности и манеру высказывания с легкостью, доступностью и демократичностью популярной музыки.
Таким образом classical crossover становится как бы мостиком между поп-культурой и классикой, по которому неопытный слушатель может легко и приятно найти путь к высокому классическому искусству и со временем начать слушать серьезные, масштабные полотна великих мастеров в их настоящем неискаженном звучании без всяких дополнительных вспомогательных средств.

В музыке "взрослой" это направление уже получило колоссальное распространение, особенно на западе. Некоторые участники нашей команды активно работают в этой сфере музыки.
Поэтому мы решили создать большой цикл песен «Песни Менестреля. Музыкальные образы» для детей в стилистике classical crossover, которые можно как просто слушать, так и использовать для создания бесконечного количества самых разных игровых моделей для малышей.

Подробно о проекте «Песни Менестреля. Музыкальные образы» в статье .
Многие педагоги и мамы активно используют этот материал со своими детьми и учениками. Начните и Вы!

Смотрите "Дина Кирнарская о Classical Crossover. Часть 1. Радостный знак." на YouTube
Смотрите "Дина Кирнарская о Classical Crossover. Часть 2. Классика ничего не боится" на YouTube
Смотрите "Дина Кирнарская о Classical Crossover. Часть 3.Популярные проспекты" на YouTube
Смотрите "Дина Кирнарская о Classical Crossover. Часть 4. Антиснобизм" на YouTube
Смотрите "Дина Кирнарская о Classical Crossover. Часть 5. Музыкальная семья" на YouTube
Смотрите "Дина Кирнарская о Classical Crossover. Часть 6. Перспектива" на YouTube
Смотрите "Дина Кирнарская о Classical Crossover. Часть 7. Вопрос терминологии" на YouTube
Смотрите "Дина Кирнарская о Classical Crossover. Часть 8. Жизнь в искусстве" на YouTube
Смотрите "Дина Кирнарская о Classical Crossover. Часть 9. Поп-классика или…" на YouTube




Made on
Tilda