Статья №3. Раннее музыкальное развитие. Что это и зачем?

Музыкальное воспитание в детстве, и особенно в самом раннем возрасте, к сожалению, не является для многих родителей острой необходимостью. Они считают музыкальные занятия «лишь» эстетическим развитием, развлечением, которым можно и пренебречь, чтобы было больше ресурсов на развитие «интеллектуальное».

Есть ли в этом логика? Давайте попробуем разобраться.
Какова самая главная задача музыкального развития детей раннего возраста?

Если этот вопрос задать родителям и педагогам, то можно получить массу самых разных ответов - от умения петь песенки и играть на погремушке до способа извлечь дополнительный доход (да, такое мнение тоже приходилось слышать).

Что по этому вопросу думают профессиональные музыканты, то есть те люди, для которых создание музыки в качестве композиторов и исполнителей является делом жизни?

На наш взгляд, к пению песенок на празднике в саду музыкальное развитие не имеет вообще никакого отношения. Как и к игре на фортепиано или пению в самом замечательном хоре.

Единственная, но крайне важная задача музыкального развития детей раннего возраста - это знакомство маленького человека со звуковой картиной мира.

Каждый звук несёт в себе информацию, послание. И важно понимать это послание - кто к тебе обращается, и с каким намерением. Если человек будет путать тех, кто относится к нему агрессивно и нежно, то это будет не круто.

За способность распознавать эмоциональное содержание звукового сигнала отвечает особый вид музыкального слуха - интонационный слух. Без хорошего интонационного слуха невозможна какая-либо музыкальная деятельность. Интонационный слух никак не связан с аналитическим слухом, то есть со способностью различать высоту звуков и их продолжительность.

Интонационный слух - это только про эмоцию. А эмоции передаёт исполнение живого человека, а не уртекст, и совсем не компьютерная программа.

Помимо формирования навыка безошибочного распознавания эмоций в музыке, который успешно можно применять в межличностном общении, правильное раннее музыкальное развитие закладывает основы музыкального вкуса. Не в том смысле, что взрослый пытается привить детям любовь к той музыке, которая нравится ему самому, а в смысле формирования у детей умения распознавать большое количество музыкальных матриц в музыке разных стилей и направлений.

Подробно про музыкальный вкус и музыкальные матрицы в статье.

При условии успешного решения выше описанной задачи, можно параллельно ставить другие цели и работать с другими музыкальными способностями, учится петь или играть на инструменте

Итак, занятия музыкой в раннем детстве способствуют формированию богатого музыкального вкуса и раскрытию музыкальных способностей: всех видов музыкального слуха, чувства ритма, способности воспринимать и анализировать любую звучащую информацию.

То есть такие занятия однозначно поспособствуют любой музыкальной деятельности в будущем – начиная от возможности наслаждаться высокой, сложной музыкой и заканчивая любительской или профессиональной исполнительской и композиторской деятельностью.
Но музыкальные занятия могут поспособствовать более ощутимым успехам и в других областях знания, далёких от «высоких материй».
Научные исследования доказывают, что ранние занятия музыкой самым непосредственным образом влияют на формирование и тренировку нейронной сети.
Вот что говорит доктор биологических наук Татьяна Черниговская:

«…Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно, особенно если ребенок начинает заниматься ей рано. Она приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некоего общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу – более серьезную, я бы сказала, чем речь…». / Из лекции Т.Черниговской «Искусство и мозг»/

На тему влияния музыки на мозг проводятся научные исследования.
Каковы результаты?

Вот лишь немногие:
Профессор Чеффилдского Университета ( Великобритания) Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки - побочных эффектов, возникающих в результате музыкальных влияний:
  • повышение уровня навыков чтения
  • повышение уровня речевых навыков
  • улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач
  • улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
  • улучшение концентрации внимания
  • улучшение памяти
  • улучшение моторной координации.
Мария Спайхигер из Университета Фрайбоург (Швейцария) в журнале «NORDIC JOUR NAL OF MUSIC THERAPY» (выпуск 1, зима 2000) представила ряд положений относительно музыкального «эффекта перемещения».

Она указала, что «эффекты перемещения» между музыкой и учебными предметами наиболее вероятны, поскольку, как и множество других известных «эффектов перемещения», основаны на подобиях между умственными и эмоциональными действиями.

"Эффектом перемещения" или «перемещением обученности» называют усовершенствование одной познавательной способности или моторного навыка за счет предшествующего изучения или практики в другой области. Пример перемещения моторного навыка - умение ездить на велосипеде значительно облегчает процесс обучения катанию на коньках или другое действие, которое требует умения поддерживать равновесие при движении.
Помимо положительного влияния на развитие интеллекта, музыка также является одним из лучших средств развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект?

«Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам». Эмоциональный интеллект – это soft skill, с помощью которого люди взаимодействуют.
Согласно результатам исследований, в скором будущем такие навыки будут наиболее востребованы на рынке труда. Эмоции – это то, в чем бездушная машина человека заменить не сможет, а значит, не сможет и занять его рабочее место…
Но самое важное, что даёт музыкальное воспитание в долгосрочной перспективе не только для отдельно взятой личности, но для всей человеческой цивилизации – это развитие эмпатии.

«Эмпатия, как способность к сопереживанию, наилучшим и кратчайшим путем воспитывается именно через музыку, где последняя выступает как искус­ство общения. В этом плане у музыки нет конкурентов, она – модель человече­ского общения, модель всех вариантов отношений человека к окружающей дейст­вительности (от самого нежного до самого агрессивного). Общение с музы­кальными образами обогащает личность сублимированным эмоциональ­ным опытом человечества, образами чувств и состояний в их динамике, с их ампли­тудой, логикой и парадоксами развития. Это множество отношений раскрыва­ется во множестве интонаций, а иррациональное сопричастие к ним формирует духовный облик личности, особенно её сферу общения с другими людьми». (Герасимова Е.В. статья «Эмпатия как принцип художественно-педагогического общения в преподавании фортепиано»).

Почему это важно? Не рациональнее ли обойтись без этой самой эмпатии и уберечь себя от лишних переживаний?

В краткосрочной перспективе - возможно рациональней. Но, без способности к сопереживанию, не превратится ли человеческий разум из средства обнаружения истины и проникновения сквозь поверхность явлений к их сущности в интеллект – простое средство для манипулирования вещами и людьми? Не приведут ли достижения равнодушного интеллекта к уничтожению всего живого на нашей планете, если окажутся в руках людей, эмоционально нищих, безразличных к страданию ближнего?
Как Вы считаете?

Ну и последний «бонус». Человек, в жизни которого есть место высокому музыкальному искусству, обладает огромным ресурсом, который в минуту отчаяния может стать тем самым «светом в конце туннеля». Наиболее ярко это показано в фильме Фрэнка Дарабонта «Побег из Шоушенка».

Дайте Вашим детям ещё одно преимущество в жизни – Познакомьте их с музыкой!

А о причинах заниматься музыкой более глубоко читайте в знаменитой статье Дины Константиновны Кирнарской.

Made on
Tilda