Статья № 6. Игровые развивающие песенки для детей.
В последние годы стало очень популярным такое направление в музыкальной педагогике для детей как "игровая песня". Эти песни можно обыгрывать через движения, работу с различным реквизитом и другие игровые приёмы. И они действительно невероятно удобны для работы с детьми, как дома, так и в образовательных учреждениях.
К тому же они могут содержать образовательную составляющую - знакомить ребёнка с окружающим миром в очень яркой, образной форме.
Также как и при создании музыки во взрослом сегменте шоу-бизнеса, в процессе создания игровых песен для детей всегда принимает участие целая команда узкопрофильных специалистов.
Поскольку такой музыкальный материал создаётся для маленьких детей, то необходимо учитывать возрастные особенности.
В этой статье мы расскажем, как к процессу создания музыки и песен для детей подходим именно мы, и каких принципов придерживаемся.
Наш музыкальный коллектив - это классические и джазовые музыканты. Поэтому мы создаём материал в близкой нам стилистике - джаз, поп, classical crossover. При этом иногда мы записываем не свой авторский материал, а обработки народных песен. И, конечно, инструментальную музыку.
Во-первых, в песнях для самых маленьких нужно продумать саму игровую ситуацию, действия, которые малышу будут понятны. Это, как правило, выражается в тексте, который побуждает к какому-то действию. Ещё до написания музыки и слов эту задачу решает методист или педагог, имеющий многолетний опыт работы с маленькими детьми. Также уместна консультация детского психолога чтобы максимально точно дать рекомендации по применению материала.
Затем в дело вступают поэт и композитор. Слова и музыка могут быть написаны как по очереди, в любом порядке, так и одновременно, если автор слов и музыки - один и тот же человек. Задача композитора - создание музыкального образа и прорабатывание концепции и архитектоники сочинения.
После этого делается инструментовка, в процессе которой образ, созданный композитором, прорабатывается до малейших нюансов. Это может делать как сам автор музыки, так и команда специалистов. Что касается джазового материала в наших песнях - то этой задачей занимается наша пианистка Елизавета Терентьева, которая является также джазовым композитором и импровизатором.
Когда материал готов, над ним начинают работать артисты. На генеральных репетициях и записи обязательно должен присутствовать весь состав - и певец, и инструменталисты. Так достигается эффект живого "концертного" исполнения. Между участниками ансамбля возникает именно игра, которую передаёт даже запись.
Мы никогда не используем электронные аранжировки в песнях для детей дошкольного возраста, поскольку в раннем детстве крайне важно получать живую эмоцию исполнителя, которой ни у какого компьютера просто не существует. Более того, важнейший принцип нашей работы - это экологичность звучащего материала, а это возможно только в том случае, если каждый звук рождён мастером, а не бездушной машиной.
После того, как музыку отрепетировали музыканты, начинается сам процесс записи. Поскольку у нас, как правило, небольшой состав - вокалист и 2-3 инструменталиста, то запись идёт не по дорожкам, а как написано выше - всем составом. То есть музыканты играют под певца, а не он поёт под записанный минус. Любой, кто занимается исполнительской деятельностью, знает насколько это важно для того, чтобы запись не была "механистической".
На финальной стадии работы звукорежиссёр выполняет сведение и мастеринг, и дополнительно делает оригинальный инструментальный минус, убирая из трека партию голоса. Сам по себе такой "минус" звучит на выходе как полноценная музыка. В качестве наглядного примера Вы прямо сейчас можете скачать «минус» песни «Поезд».
Также мы начали делать инструментальные версии некоторых песен, и композицию "The Flower"сегодня можно слушать на всех стриминговых сервисах .
Только при таком способе работы можно получить не просто хорошо работающий игровой материал, но и полноценную, яркую, образную музыку, которую можно и исполнить на концерте вживую, и оформить мероприятие, и использовать для игровой деятельности дома или с педагогом, и применить как основу для мультфильма, и просто предложить ребенку для слушания, не опасаясь испортить ему музыкальный вкус некачественным звучанием и примитивной композицией.
Помимо всех этих плюсов есть ещё один - песни, созданные таким образом, не теряют актуальности со временем. Даже при тех темпах развития технологий, которые есть сейчас, живое звучание голоса и инструментов не устареет никогда.
Как Вы считаете, нужно ли так заморачиваться на детские песенки? Прав ли был Константин Станиславский, когда утверждал что «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее»?
И должен ли всякий, кто берётся за создание музыки для детей, подходить максимально ответственно и профессионально к каждому нюансу? Или музыкальный аспект не так важен, и профессиональным музыкантам в детской музыке уже давно не место, и достаточно любому желающему, не обязательно действующему музыканту, заказать или самому слепить на коленке дешёвенькую фонограмму за 5-10 тыс.руб. в стиле "дискотека в сельском клубе", и напеть что и как получится, ведь "И так сойдёт!"?
Или не сойдёт?
Для нас ответ на эти вопросы очевиден. И не только потому, что халтура в деле создания материала для детей способна уничтожить репутацию музыканта в профессиональных кругах, но по причине того, что для любого настоящего музыканта максимально высокий уровень музыки и осознание ответственности перед слушателем любого возраста - это есть нравственная потребность.