Статья № 6. Игровые развивающие песенки для детей.

В последние годы стало очень популярным такое направление в музыкальной педагогике для детей как "игровая песня". Эти песни можно обыгрывать через движения, работу с различным реквизитом и другие игровые приёмы. И они действительно невероятно удобны для работы с детьми, как дома, так и в образовательных учреждениях.

К тому же они могут содержать образовательную составляющую - знакомить ребёнка с окружающим миром в очень яркой, образной форме.

Также как и при создании музыки во взрослом сегменте шоу-бизнеса, в процессе создания игровых песен для детей всегда принимает участие целая команда узкопрофильных специалистов.

Поскольку такой музыкальный материал создаётся для маленьких детей, то необходимо учитывать возрастные особенности.

Создание цикла песен «Песни Менестреля. Музыкальные образы» для самых маленьких – это одно из важнейших направлений нашей работы.

В этой статье мы расскажем, как к процессу создания музыки и песен для детей подходим именно мы, и каких принципов придерживаемся.

Наш музыкальный коллектив - это классические и джазовые музыканты. Поэтому мы создаём материал в близкой нам стилистике - джаз, поп, classical crossover . При этом иногда мы записываем не свой авторский материал, а обработки народных песен. И, конечно, инструментальную музыку.

Во-первых, в песнях для самых маленьких нужно продумать саму игровую ситуацию, действия, которые малышу будут понятны. Это, как правило, выражается в тексте, который побуждает к какому-то действию. Ещё до написания музыки и слов эту задачу решает методист или педагог, имеющий многолетний опыт работы с маленькими детьми. Также уместна консультация детского психолога чтобы максимально точно дать рекомендации по применению материала.

Затем в дело вступают поэт и композитор. Слова и музыка могут быть написаны как по очереди, в любом порядке, так и одновременно, если автор слов и музыки - один и тот же человек. Задача композитора - создание музыкального образа и прорабатывание концепции и архитектоники сочинения.

После этого делается инструментовка, в процессе которой образ, созданный композитором, прорабатывается до малейших нюансов. Это может делать как сам автор музыки, так и команда специалистов. Что касается джазового материала в наших песнях - то этой задачей занимается наша пианистка Елизавета Терентьева, которая является также джазовым композитором и импровизатором.

Когда материал готов, над ним начинают работать артисты. На генеральных репетициях и записи обязательно должен присутствовать весь состав - и певец, и инструменталисты. Так достигается эффект живого "концертного" исполнения. Между участниками ансамбля возникает именно игра, которую передаёт даже запись.

Мы никогда не используем электронные аранжировки в песнях для детей дошкольного возраста, поскольку в раннем детстве крайне важно получать живую эмоцию исполнителя, которой ни у какого компьютера просто не существует. Более того, важнейший принцип нашей работы - это экологичность звучащего материала, а это возможно только в том случае, если каждый звук рождён мастером, а не бездушной машиной.

Подробнее на эту тему:
"Музыка и кофе"
"Вначале был звук!"

После того, как музыку отрепетировали музыканты, начинается сам процесс записи. Поскольку у нас, как правило, небольшой состав - вокалист и 2-3 инструменталиста, то запись идёт не по дорожкам, а как написано выше - всем составом. То есть музыканты играют под певца, а не он поёт под записанный минус. Любой, кто занимается исполнительской деятельностью, знает насколько это важно для того, чтобы запись не была "механистической".

На финальной стадии работы звукорежиссёр выполняет сведение и мастеринг, и дополнительно делает оригинальный инструментальный минус, убирая из трека партию голоса. Сам по себе такой "минус" звучит на выходе как полноценная музыка. В качестве наглядного примера Вы прямо сейчас можете скачать «минус» песни «Поезд».

Также мы начали делать инструментальные версии некоторых песен, и композицию "The Flower"сегодня можно слушать на всех стриминговых сервисах .

Только при таком способе работы можно получить не просто хорошо работающий игровой материал, но и полноценную, яркую, образную музыку, которую можно и исполнить на концерте вживую, и оформить мероприятие, и использовать для игровой деятельности дома или с педагогом, и применить как основу для мультфильма, и просто предложить ребенку для слушания, не опасаясь испортить ему музыкальный вкус некачественным звучанием и примитивной композицией.

Помимо всех этих плюсов есть ещё один - песни, созданные таким образом, не теряют актуальности со временем. Даже при тех темпах развития технологий, которые есть сейчас, живое звучание голоса и инструментов не устареет никогда.

Как Вы считаете, нужно ли так заморачиваться на детские песенки? Прав ли был Константин Станиславский, когда утверждал что «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее»?

И должен ли всякий, кто берётся за создание музыки для детей, подходить максимально ответственно и профессионально к каждому нюансу? Или музыкальный аспект не так важен, и профессиональным музыкантам в детской музыке уже давно не место, и достаточно любому желающему, не обязательно действующему музыканту, заказать или самому слепить на коленке дешёвенькую фонограмму за 5-10 тыс.руб. в стиле "дискотека в сельском клубе", и напеть что и как получится, ведь "И так сойдёт!"?

Или не сойдёт?

Для нас ответ на эти вопросы очевиден. И не только потому, что халтура в деле создания материала для детей способна уничтожить репутацию музыканта в профессиональных кругах, но по причине того, что для любого настоящего музыканта максимально высокий уровень музыки и осознание ответственности перед слушателем любого возраста - это есть нравственная потребность.

Слушайте нашу музыку.

Все записанные песни можно послушать в демо-версиях и видео-презентациях к альбомам в нашем магазине, и приобрести.

Made on
Tilda